Европейский Союз работает над проектом по созданию нового поколения воздушного транспорта – Clean Sky, который будет гораздо более экономичен и экологичен в сравнении с нынешними самолетами и вертолетами. Основная задача Clean Sky заключается в практическом применении всех новых авиационных разработок.

В проекте принимают участие 86 организаций из 16 стран, 54 коммерческие компании, 15 исследовательских центров и 17 университетов.

Второй этап этого проекта – Clean Sky 2 – уже движется к фазе демонстрационных полетов. В настоящее время уже несколько проектов, нацеленных на рынок бизнес-авиации и вертолетов, находятся на различных этапах реализации.

Ожидается, что в 2015 году Airbus Helicopters начнет полеты на дизельном вертолете. Для этого на легком однодвигательном EC120 вместо обычного газотурбинного Turbomeca Arrius 2F будет установлен дизельный 440-сильный V8. По расчетам компании такая ротация позволит на 30% сократить расход топлива.

В первом квартале 2016 года Dassault планирует начать полеты на бизнес-джете Falcon 7X с технологией активного управления потоком. Эта технология позволяет увеличить подъемные характеристики крыла и на экспериментальном самолете будет применяться на закрылках и в качестве замены предкрылков.

В 2019 году AgustaWestland поднимет в воздух прототип гражданского конвертоплана второго поколения, большего размера, чем готовящийся сейчас к вводу в эксплуатацию AW 609, и способный развивать скорость до 300 узлов.

Новая программа перспективных авиационных технологий Clean Sky 2 продлится с 2014 по 2023 годы с бюджетом € 4,05 млрд. ($ 5,55 млрд.), причем Евросоюз профинансирует € 1,8 млрд., а остальную часть оплачивает отрасль. Целью Clean Sky 2 является разработка таких конструкций, которые позволят сократить выбросы на 17% и шум на 20%.