Большинство исследователей видят истоки современных коммуникационных технологий в верхнем палеолите, когда первобытные люди начали использовать стены пещер для рисунков удачной охоты.

Уже тогда человек должен был знать, хотя и примитивные, но все же технологии создания и сохранения графической информации. Для рисунка были необходимы краски и искусственное освещение, т.к. солнечный свет не доходил до отдаленных углов пещеры. Обычные факелы быстро гасли, да и давали много копоти, поэтому кроманьонцы использовали специальные светильники. В каменную плошку наливался животный жир, в который погружался фитиль из сосновой шишки.

Используя различные естественные красители, первобытный человек создавал на стенах пещер настоящие художественные произведения, краски которых сохраняют свой цвет многие тысячелетия. Безусловно, свои рисунки кроманьонец создавал в ритуальных целях, надеясь на удачу в ближайшей охоте. Но, вместе с тем, рисунки были первой технологией передачи и сохранения знаний. Дети, проводящие в тех же пещерах много времени, при неверном свете костра могли рассматривать рисунки, сцены охоты, изучать, пусть и стилизованные, изображения животных, и затем использовать эти знания на практике.

Следующий этап развития медиа-технологий — клинопись древних шумеров. Более 3000 лет до нашей эры, в междуречье Тигра и Евфрата существовала развитая земледельческая цивилизация, которая требовала создания сложных ирригационных систем и каналов. Для сохранения и передачи информации шумеры создали свою письменность — клинопись, нечто среднее между рисунками и буквами. Письменность была весьма сложной, изучить и пользоваться ей могли только представители привилегированных классов. Цивилизация шумеров была одной из самых развитых в те далекие тысячелетия.

Примерно в 1750-1670 гг. до нашей эры в Древней Греции появляется линейная письменность, т.е. то, что близко к нашему пониманию письма. Чуть позже, в Китае, активно развивается письменность с помощью иероглифов, когда практически каждое слово и выражение имеет свой знак.

Следующим этапом развития технологий медиа стало появление бумаги. Камень, глина были дешевы и долговечны, но неудобны для письма. Папирус и пергамент были дороги, но позволяли записывать информацию без особых усилий. Пергамент, к тому же, позволял стирать предыдущие записи и использовался повторно. Не случайно, он использовался в Европе еще в средние века. Однако уже в 105 году нашей эры в Китае появилась бумага, а через 625 лет и первая типография. В 853 году в Китае появилась первая книга, отпечатанная типографским способом. Это был большой шаг вперед в развитии медиа-технологий. Но иероглифы не позволили китайцам довести типографскую технологию до логического завершения. Каждая страница клише вырезалась на деревянной, (каменной) доске. Поэтому процесс выпуска книги был весьма долгим и трудоемким. Кроме того, в Китае была сильная группировка профессиональных писцов, которые не были заинтересованы в быстром развитии печатной индустрии.

В 1450 году в Германии типографским способом были напечатаны первые книги. Немецкий типограф Йоган Гутенберг весьма удачно модернизировал китайскую технологию. Заранее отливалось определенное количество свинцовых буквочек, которые потом набирались в слова, предложения и страницы. После печати набор рассыпался и мог использоваться для следующей книги.

Следующий этап развития медиа-технологий начался через несколько столетий. В 1822 году Ниепс (Niepce) проводит первые опыты с фотографическим изображением. Через 19 лет англичанин Ф.Тэлбот (Talbot) усовершенствовал технологию Ниепса, предложив проецировать негативное изображение на поверхность, покрытую солями серебра.

Фотография стала весьма популярной среди артистов и ученых. Но журналисты стали активно использовать ее только после 1871 года, когда появились технологии, позволяющие вставлять фотоизображение в газеты.

1 сентября 1794 года первые сообщения были переданы из Лиля в Париж по оптическому телеграфу, а в 1837 году появляется электрический телеграф и известная азбука Морзе. Весьма быстро с помощью телеграфа научились передавать не только слова, но и простейшие рисунки. Однако нельзя было передать голос или музыку. Причем микрофон уже был изобретен в 1827 году жителем Лондона Ватстоном (Wheatstone). Но только к 4 февраля 1876 года в Бостоне около 14 часов Грэйхэм Белл, преподаватель Бостонского приюта для глухонемых, обратился с просьбой о патенте, описывающем аппарат, способный передавать звук на расстояние. В тот же день, но в 16 часов, второй человек обратился с такой же просьбой. Это был электрик из Чикаго Э.Грэй. Он хотел патент на аппарат, способный передавать слова на расстояния. После судебного процесса патент был выдан Г.Беллу.

И Г.Белл активно использовал свою победу. Уже в 1881 году в США было 400 телефонных станций и 132 000 абонентов. Почти одновременно с телефоном была разработана и технология механической звукозаписи. В 1877 году Эдисон в США и Шарль Грос во Франции сделали звуковоспроизводящий аппарат — фонограф. На подвижный цилиндр, покрытый тонкой фольгой, была записана популярная американская песенка “У Мэри маленький ягненок”. Вскоре Эдисон переделал модель фонографа, поставив вместо цилиндра плоский диск.

В это же время развивались предпосылки для появления технологии передачи электромагнитного сигнала на расстояние без проводов. В 1865 году Фарадей открыл существование электромагнитных волн. Его ученик— Максвелл выдвинул гипотезу, что “электромагнитные возмущения” перемещаются в пространстве. В 1887 году Г.Герц подтвердил эту теорию на конкретных экспериментах.

И в 1895-96 годах были проведены первые опыты по передаче сигнала без проводов. Советские ученые отдают здесь пальму первенства русскому ученому Попову. В западной литературе фамилия Попова практически не встречается, и изобретателем телеграфа без проводов считается англичанин итальянского происхождения Маркони.

А теперь вернемся немного назад, опять в 1895 год. В Париже, вечером 28 декабря, на бульваре Капуцинов, 14, в погребе Грандкафе показывались первые “подвижные изображения”. Фотографии на экран умели проецировать уже давно. Но в этот вечер братья Люмьер показали первым 30 зрителям первые киносюжеты — “Рабочие выходят из ворот завода”, “Купание ребенка”. Так появился “седьмой” вид искусства.

Кино развивалось очень быстро. В США между 1905 и 1909 годом было построено более 10 000 кинозалов. Можно сказать, что кино стало прообразом мультимедиа, особенно после 1927 года, когда оно обрело звук. Кино — первое средство массовой информации, которое затрагивало большую часть населения: в 1930 году, из 122 млн. американцев, 95 млн. посещали кино раз в неделю.

Так как радиовещание и кино развивались параллельно, то, очевидно, рано или поздно должно было произойти объединение этих технологий в одном устройстве, способном передавать изображение на расстояние. В принципе, идеи, касающиеся телевидения, высказывались многими учеными еще в середине ХIХ века.

Само слово “телевидение” появилось в 1900 году, на Всемирной выставке в Париже. Но только в 1925 году появились более- менее полные системы передачи и приема телевизионного изображения. В данном случае нет необходимости подробно рассказывать историю развития телевидения.

Были даже и механические системы, которые не получили развития из-за низкого качества изображения. Но первые электронные телевизионные системы появились в 1937 году. Вторая мировая война задержала развитие телевидения, но в 1947 году в США уже было 30 000 телеприемников (45000 в Великобритании), а к 1961 году эти цифры возросли до 34,7 млн. и 11,2 млн. соответственно. В 1960 году телевизионные дебаты кандидатов в президенты Д.Кеннеди и Р.Никсона смотрели 75 млн. американцев.