Десять лет назад пассажирский самолет Airbus A380 совершил свой первый полет. Но еще задолго до этого события гигант породил невероятное количество слухов, захватывающих легенд и целый ряд интересных фактов. Об этом и будет наша статья.

Почему именно 380?
Действительно, к моменту официального старта проекта в 1994 году, Airbas сохранял ровную числительную линейку типов воздушных судов, от А300 до А340. По логике, новый самолет должен был получить индекс А350, но с самого начала проекту присвоили крайне туманное наименование, A3XX. Тут, как принято в подобных случаях, за дело взялись маркетологи со своими иследованиями, которые и выяснили, что:

  • 350 не годится, т.к. подразумевается, что это просто чуть больше, чем А340, что на самом деле не так. Самолет должен быть сильно больше!
  • 360 не годится, т.к. ассоциируется с 360 градусами окружности (что плохого — непонятно);
  • 370 не годится, т.к. семь — не самое счастливое число в Юго-Восточной Азии, а там много заказчиков (странно, 777 они же покупают);
  • 380 — очень хорошо, т.к. 80 в два раза больше 40 (отсылка к А340), что подразумевает как размер, так и двухпалубность. Кроме того, восьмерка напоминает поперечное сечение фюзеляжа, а это может пригодиться дизайнерам и рекламщикам.

0_f7187_34814ad8_XXL
Официальная версия: «8» — очень уважаемая цифра в Юго-Восточной Азии, а именно там большинство заказчиков.Не менее интересная легенда и про индекс первой модификации — 800. Первоначально базовая версия имела индекс 3ХХ-100. Но, чтобы максимально отодвинуть в сознании людей имя нового гиганта от  «короля неба» того времени Boeing-747-400, сотню заменили на 800.
Официальная версия: способность перевозить более восьмиста пассажиров в одноклассной компоновке.Но на этом маркетологи не успокоились. Новому королю нужно и собственное имя. Все что угодно, но только не Джамбо! Путем длительных изысканий, на свет появился новый термин — «Gentle Giant» (нежный гигант). Однако старания маркетологов пошли прахом, спустя десятилетие весь мир знает А380, как СуперДжамбо!

0_fb6d5_5befa6c9_XXL

Сам проект зародился в умах еще в восьмидесятых годах прошлого века и стал плодом борьбы двух концепций организации воздушных перевозок — «connective» и «point-to-point». Концепция  «connective» сводится к тезису, что будущее — за массовыми перевозками между крупными хабами, а «point-to-point» — означает возможность без пересадок улететь в любую точку планеты. Так вот, А380 это квинтэссенция «connective» — почти тысяча человек летит одновременно из хаба в хаб. Правда, с этим связана и масса ограничений.
И дело вовсе не в длине, или ширине ВПП, тут как раз без проблем — где сядет 747, там 380 сядет с запасом. Вопрос в инфраструктуре аэропортов. Необходимы специальные двухэтажные телетрапы, специальные кейтеринговые машины, поднимающие кабину на уровень четвертого этажа, сверхмощные буксиры, огромные парковки и т.д. и т.п. В конце концов, аэропорт должен иметь достаточное количество кабинок паспортного контроля, способных одновременно пропустить более полутысячи туристов. Сегодня А380 летает на регулярной основе в 45 аэропортов. Сейчас, по статистике, около 90% всего дальнемагистрального трафика осуществляется через  42 хаба, скоро будет 50, а к 2033 их кол-во возрастет до 91 и через них будет проходить около 95% всего дальнемагистрального трафика.

0_fb6d4_c13393b0_XXL

P.S.  воплощением «point-to-point» стал Boeing-777, чья максимальная дальность полета превышает длину половины экватора. Вопрос увеличения дальности беспосадочных пассажирских полетов закрыт.

Вернемся к размерам А380.
Вроде, обычные вещи в масштабах этого самолета обретают другое значение. Возьмем, к примеру, шарклеты. Мы привыкли считать, что они призваны повышать топливную экономичность. В случае с А380 шарклеты позволили уменьшить размах крыла на пару метров. Для некоторых аэропортов, например Лос-Анжелеса, это очень даже важно — чуть шире размах крыльев и все — не влазит!. Внешний радиус поворота А380 составляет 54 метра, хотя твердого бетона «под ногами» достаточно всего 45 метров. По тем же причинам (гигантский размер) во время руления и маневрирования по аэродрому используются только два внутренних двигателя. Если включить внешние, то они сдуют весь дерн с газонов и аэропорт надо будет закрывать на генеральную уборку. С реверсом на посадке та же история, работают только внутренние двигатели.

0_f4e2c_6caec57b_XXL

Кстати, самолет вовсе не двухпалубный. Этого не пишут в пресс-релизах, но у него есть вполне полноценный третий этаж, разве что без иллюминаторов. Там отдыхают после трудовой вахты стюардессы, в чьем распоряжении небольшой, но уютный хостелл с отдельными ячейками-кроватями, зоной отдыха и собственной кухней. У пилотов тоже есть свое место отдохновения от трудов праведных, но в другой части фюзеляжа.

Еще про размеры.
В момент запуска массового производства авиалайнера в мире резко (на 40%) подскочили цены на рыболовные удочки и велосипеды!
А380 хоть и не считается «черным» самолетом, доля композитных материалов в нем достигает 25%, из них 22% — это углеволокно и армированный пластик. Так вот, чтобы обеспечить бесперебойную поставку продукции на заводы, Airbus выкупил почти всех производителей сырья и даже был вынужден оказывать поддержку фирмам-изготовителям авто-запчастей и спорт-инвентаря, обещая им, что сырье вернется на рынок, как только производство войдет в рабочий ритм.

0_fb6ee_f63d6519_XXL

В заключении темы размеров еще пару-тройку крайне важных инженерных фактов:

— в пустой фюзеляж А380 можно запихнуть 35 000 000 шариков для пинг-понга;
— длина пассажирского салона больше, чем длина первого полета братьев Райт;
— 520 километров, такова общая длина проводки в самолете;
—  чтобы «обуть» самолет необходимо 22 покрышки, стоимостью 90 000 USD каждая. Поездка в шиномонтаж превышает два миллиона долларов. В среднем, покрышка держится 18 месяцев;
— на самолет могут быть установлены два типа двигателей — Trent 900 или GP72XX. Стоимость каждого — 2 000 000 USD;
— 3 минуты требуется системе вентиляции, чтобы полностью обновить воздух в салоне
— 1 тонну воздуха в секунду прогоняет через себя каждый двигатель А380 в секунду на взлетном режиме
— 8000 заклепок
— 4 млн частей и деталей
— в воздухазаборное устройство двигателя можно засунуть Мини-Купер.

Ну вот, прочитав это, вы можете смело считать себя знатоком А380 🙂